|
Религиоведение Категории конкретноеКОНКРЕТНОЕ - букв. сросшееся, сродненное. Как филос. понятие, коррелятивно абстрактному (А.), обозначая целостность или системность в отличие от односторонности, оторванности. В истории философии понятия К. и А. использовались преим. в гносеологич. аспекте - для характеристики форм и законов процесса познания, однако в ряде направлений мысли (гегелианстве, марксизме, частично - в рус. религ. философ.,) применялись и для описания онтологич. реалий. В интерпретации К. можно выделить три осн. значения – чувственно-конкретное (К-1), мыслительно (интеллектуально)-конкретное (К-2) и духовно-конкретное (К-3). Отождествлять К. как таковое с К-1 характерно для обыденного сознания в целом., а в истории философии для традиции новоевроп. эмпиризма, в т.ч. для его российских модификаций (по Ленину, познание движется “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”). В указанной трактовке К. отождествляется с его “действительным”, “реальным”, т.е. предметным, проще говоря, - с вещью. В развитых формах философствования, в особенности в системах объективного идеализма, подобное толкование К. было осмыслено лишь как одна сторона дела, как К-1 - чувственно-конкретная данность предмета сознанию. Последнюю необходимо, дабы достичь Истины, преодолеть силой мышления, разума. Гегелевские соображения по этому вопросу справедливо принято рассматривать как суммирующие идеи мн. представителей данной традиции, да и терминологически категории А. и К. стали центральными именно в системе абсолютного идеализма. - Чувственная, синкретическая конкретность в процессе анализа разлагается рассудком на ряд абстракций. Абстрагирующая деятельность мышления, однако, - лишь этап познания, остановка на к-ром не позволила бы существовать ни науке, ни философии в том целостном и системном виде, в к-ром они фактически существуют. Разум переплавляет твердость, закоснелость и односторонность рассудочных определений предмета в их подвижную систематич. целостность - воспроизводит конкретность предмета как К-2. Таков естеств. ход мышления в той мере, в к-рой оно стремится быть мышлением в понятиях ; в гегелевской метафизике стихийность этого процесса сменяется сознательностью, превращаясь в метод восхождения от А. к К. Отсюда идея конкретности Истины. Последняя отнюдь не фактичность, как предполагает обыден. сознание. Факты - это как раз А., знание о единичном, самое существование к-рых возможно лишь потому, что есть теория - знание об общем. Гегель трактует А. и К. и онтологически. (Впосл. Маркс говорил об А. и К. труде, индивиде и т.п.). По логике объективного идеализма, в основании бытия видимого мира явлений лежит подлинное, только умом постигаемое Бытие, Идея. Последняя есть себе тождественная структурная целостность для многого и изменчивого (материи), иначе говоря, форма, сущность вещи. В этом смысле конкретны идеи и понятия как знание идей, абстрактны вещи (“реальные абстракции”) и представления о них (“идеальные абстракции”). Для новоевроп. философии, к-рая в лице Гегеля (Шеллинга, Э. Гартмана и др.) мыслит универсум под категорией развития, К. не вещи, а процессы, в к-рых растворяется абстрактная определенность всякого отдельного явления. В этом плане суждение “истина конкретна” тавтологично, будучи равноценным утверждению “конкретное - истина”. В таком понимании К. вполне прочитывается логика культ.- историч. развития новоевроп. цивилизации: богатство - истина, бедность - ложь (чисто “гносеологически”: бедный - значит, глупый, - “кто мыслит абстрактно”) ; всесторонность (идеал гуманизма) - хорошо. односторонность - плохо ; процесс познания, жизни и творчества по Истине - обогащение. Последнее, впрочем, не обязательно обладает узко меркантильным, прагматическим смыслом, если иметь в виду христ. истоки новоевроп. культуры (“не собирайте себе богатств земных…”). Уже в европ. послегегелевской философии К-2 при всей его внутренней, чисто интеллектуальной содержательной и структурной сложности, было понято только как абстракция от жизни, воли, личности, существования и т.п. (см. Философия жизни, Экзистенциализм, Персонализм). Такой ход мыслей был связан с изменением экзистенциальной ситуации эпохи, с разложением идеалов Просвещения в частности. Перестала быть самодовлеющей ценность жизни в разуме, в нем уже не видели сокровищницу духа. Более ценными становятся воля, творчество, свобода. В рус. религ. философии прочитывается ряд существ. онтологич. и гносеологич. дополнений в интерпретации К. Они связаны с православ. идеей возможности целостной жизни и познания, поскольку таковые осуществляются духом и в духе. Жизнь и познание имеют смысл, когда одухотворены, пережиты как религ. событие внутри Личности. Последнее кач-во может “компенсировать” чувственную и интеллектуальную абстрактность жизни и знания. Отсюда ряд оригинальных концепций : К. идеал-реализм Н. Лосского и С. Франка, К. идеализм С. Трубецкого, К. метафизика П. Флоренского. Гносеологич. смысл К-3 раскрывался через идею цельного знания (Хомяков, Соловьев, Лосев), в к-ром К-1 “восстанавливается в своих правах”, - в символе, где в отличие от понятия, идеи, смысла, духовное содержание целостно представлено в чувственно -данной, непосредственно ощущаемой форме ; этический - через понятие соборности ; онтологический - в первую очередь через понятие всеединства в разл. его интерпретациях.
Теги: Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |