КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

богословие

Богословие — систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т. е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т. е. духовного опыта Церкви. Основоположниками православного Б. считаются Иисус Христос и апостолы, а создателями — отцы Восточной церкви, духовные подвижники II-VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое личное Существо, православие выдвигает на первое место апофатическое Б., тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями. Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем Б. восточно-христ. мира широко использовало опыт античной философии и выработало в богословских спорах IV-VII вв. высокоразвитую систему умозрительной аргументации. В процессе оформления православного Б. исключительно важную роль сыграл кружок богословов IV в., прозванных каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии). Во главе кружка стоял Василий Великий, в кружок входили ближайший друг Василия Григорий Богослов, младший брат Василия Григорий Нисский и др. Это были ученые и епископы, посвятившие свою жизнь осмыслению содержания христ. Откровения. Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики — период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен. В последующий период православное Б. не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии идейному давлению западно-христ. мира. Видную роль в этом плане сыграли Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и Григорий Палама (XIV в.), вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики. Религиозно-мистическое и духовно-символическое Б. восточного христианства в своей многовековой истории проявило себя как более свободное, чем западная теология, от стремления к жесткой систематичности, от чрезмерной привязанности к абстрактным понятиям, от разного рода доказательств бытия Божия. Эта внутренняя свобода православной мысли является не следствием пренебрежения теоретическими способностями человеческого разума, а свидетельством духовного превосходства боговдохновенного опыта отцов церкви над опытом познания, которым располагает обычный философский интеллект. Несмотря на исторические трудности в развитии богословской мысли восточно-христианского мира и Руси после падения Византии, на разрушительный удар по русской богословской науке после 1917, а также на известные влияния западной теологии, православное Б. сохранило верность своим традиционным устоям и способность к дальнейшему самоусовершенствованию. В наше время оно представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции православной церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят: Б. догматическое, занимающееся обоснованием Богоустановленности и абсолютной истинности христ. догматов; Б. нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения; Б. сравнительное, обосновывающее преимущества православия перед инославными христ. вероучениями; Б. пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому Б. примыкают литургика — теория Богослужения, гомилетика — раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности, — и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях РПЦ).

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.