|
Религиоведение Категории Дух Святой (в православии)Дух Святой — третья Ипостась (Лицо) Пресвятой Троицы. В этом сокровенном, Божественно-ипостасном смысле следует отличать Д. С. от нетварных энергий Бога, которые проявляют действие всей Троицы вне ее сокровенной Сущности. Д. С. есть источник благодати и всякого освящения. В отличие от римско-католической церкви, которая сначала ввела как частное мнение испанских епископов (Толедский собор, 589), а затем утвердила в своем Символе веры (1014) как догматическое положение принцип филиокве (filioque), гласящий, что Д. С. исходит от Отца и от Сына (добавив позже: «как от единой причины»), православная церковь учит об исхождении Д. С. только от Отца через Сына. Тем самым православие защищает первостепенную духовно-мистическую значимость Личности Бога-Отца, избегая трансформации Троицы в двоицу и, через смешение Ипостасей Отца и Сына, превращения Д. С. в безличную силу, подавляющую человеческую свободу. Православие указывает, что Д. С. впервые дан людям во всей полноте только благодаря пришествию Иисуса Христа, Его крестной смерти и Его предстательству за верующих. Д. С. свидетельствует о Христе и, однажды сойдя на апостолов в день Пятидесятницы, пребывает в нерасторжимом единстве с Церковью, делая действительными ее таинства и истинным ее учение. Так богословие Д. С. переходит в мистическое богословие церкви Христовой. Церковное прославление Третьего Лица Пресвятой Троицы совершается в праздник Святого Духа на следующий день после Пятидесятницы.
Теги: христианство, православие Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |