КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

иудейская философия

ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – Система идей, взглядов и методов, отраженная в сочинениях и трудах приверженцев иудаизма, направленная на доказательство того, что доводы разума и опыта не противоречит иудейскому Закону. И. Ф зародилась под влиянием греческой философии в Александрии Египетской во 2 в. до н. э. Виднейшим представителем И. Ф. был Ф. Александрийский (ок. 25 г. до н.э. – 40 г. н. э.). В своих сочинениях он стараелся найти в Священном Писании подтверждения идеям философии эллинов, прежде всего Платона. С этой целью он прибегает к аллегорическому толкованию событий, упоминаемых в Торе. Важнейшей идеей, высказанной Филоном, является учение о Логосе. Для Филона Бог – это абстрактное понятие без каких-либо атрибутов, в то время как Логос – это своего рода «второй бог», который и является инструментом творения и Откровения в мире. Хотя Филон был ревностным приверженцем и защитником иудаизма, его идеи глубоко противоречили представлениям иудеев о монотеизме и живом Боге. Поэтому они не оставили заметного следа в И. Ф. Новый импульс развития И.Ф. получила уже в 10 в. под влиянием арабской философии, особенно школы «калама». Выдающимся идеологом И. Ф. этого периода является уроженец Египта, творивший в Багдадском халифате, Саадия Бен Иосиф ( 892 – 942). Саадия не видит противоречия между Откровением и разумом, поскольку они оба восходят к одному Божественному источнику, но Откровение является более быстрым способом постижения Божественной истины. Самым убедительным доводом в пользу бытия Бога он полагает в акте творения мира из ничего. При этом он признает действенность и объективность законов природы. Человек – венец творения и для достижения полного совершенства Бог создал Тору. Тора вечна, как и её приверженцы иудеи. Для выполнения законов Торы человек наделён свободой выбора между добром и злом. Душа бессмертна и воссоединится с телом после воскресения мёртвых. Однако переселение душ, особенно в тела животных отрицается, как противоречащее разуму. Другим видным представителем И.Ф. является уроженец мусульманской Испании (примерно 1021 – 1051) Ибн Габироль, поэт и автор книги Мекор Хаим (Источник жизни). В ней он оригинально разрабатывает идею неоплатонизма об эманации. По его теории, Божественная воля является посредником между Богом и эманацией. Материя является одной из первых стадий Божественной эманации, причём она – начало не телесное а духовное. Телесность возникает по мере удаления её от источника. Подчёркивается, что форм телесности множество, но материя едина. Первичным и вечный источником всей реальности является Бог и делом его воли является мировая душа. Из этой мировой души рождаются все чистые духовные явления и телесные вещества. Идея воли Бога защищает учение Торы о творении и того принципа, что процесс мирового развития является результатом целесообразной деятельности Божества. Книга Ибн–Габироля, рано переведённая на латинский язык, оказала большое влияние на средневековых христианских философов. В качестве другого видного представителя И. Ф. в мусульманской Испании можно указать поэта и мыслителя Иегуду Галеви (1085–1140). В книге «Кузари» он стремился методами рационализма доказать превосходство иудаизма над христианством и исламом. Книга построена в виде диалога иудейского мудреца с царём Хазарии. Галеви разграничивает требования философии и требования Откровения. По его утверждению, взаимосвязи между Богом и человеком можно достичь только посредством личного просветления и Откровения. Однако в иудаизме не один человек был свидетелем явления Божественного явления и дарования Торы на Синае, но весь народ. Поэтому не может быть и речи о самообмане. В связи с этим и Тора, и Святая Земля могут служить как бы каналами проводящими духовную энергию Божественного начала. Он также полагал, что назначение приверженцев иудаизма – общечеловеческое, и в будущем царстве Мессии все народы достигнут того же уровня совершенства которым потенциально обладает народ сынов Израиля. Младший современник Галеви, Аврааам ибн Эзра (1092 – 1167) прославился как поэт, переводчик, учёный и комментатор Торы а также неутомимый путешественник. Несмотря на искреннюю веру, он в весьма осторожной форме выражает начала библейской критики и первым замечает, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем. В творчестве Моисея Маймонида (Рамбама), родившегося в 1134 г. в Толедо и проведшего большую часть своей жизни в Каире (ум. в 1204) в качестве придворного врача местного султана, И. Ф. достигла своей вершины. Философские взгляды Маймонида изложены в его капитальном труде Море невухим (Путеводитель растерянных). Питая глубочайшее уважение к Аристотелю, Рамбам в своей философии стремился найти обоснование иудейской религиозной традиции. Для согласования идей Аристотеля и иудейской традицией он также прибегает к аллегорическому истолкованию текста Священного Писания. Однако он полагал несовершенство человеческого разума, который пригоден только для решения проблем неглавного характера. В наиболее важных вопросах последнее слово должно оставаться за Откровением. Он признает вечное существование мира и полагает важным только то, что мир создан свободной Божьей Волей. Бога он полагает одновременно и Перводвигателем и Первопричиной. Бог представляет собой бесконечное, бесплотное, единое, вечное и исключительно первичное. В соответствии с такой концепцией, Маймонид много внимания уделяет истолкованию антроморфических образов и выражений , встречающихся в Священном Писании в метафизическом смысле. Поэтому же он разрабатывает идею о негативном истолковании атрибутов Божества, то есть отстаивает высшую духовную идею Бога. Всякое приписывание Богу каких-либо положительных свойств он полагает идолопоклонством, и его сущность выходит за пределы человеческого понимания. Правильные отношения с Божеством – это его познание. Оно заключается в стремлении овладеть всеми и реальными и метафизическими науками. Тем самым душа подготавливается к вечной жизни с Богом, которая, по представлению Маймонида, будет полна блаженства познания. Возможно полное познание Бога непосредственно связано и с познанием его милости и справедливости, что ведёт человека к моральному совершенству. Пророческий дар может быть от рождения свойственен определённым людям, но даже они могут лишены его, если не будут угодны Богу Торы. Рационализм Маймонида приводит его к скептическому отношению к чудесам. Он не отрицает их возможность, но полагает, что вера должна основываться на внутренне присущую истину, а не чудесные явления, которые могут оказаться обманчивыми. Все упоминания об ангелах и демонов в Торе и Талмуде он полагает метафорическими сказаниями, также как и описания будущего царства Мессии. По его представлением, блаженство рая – это подлинное единение с Божеством, а муки ада – это – отчуждение от него. Маймониду принадлежит формулирование 13 принципов веры иудаизма, вошежшие позднее в иудейские молитвенники. Критиками взглядов Маймонида были другие иудейские философы, в частности Крескас (1340 1410) из христианской Испании, полагавший в отличие от Рамбама главным атрибутом Божественной воли – любовь, а Творение – средство излучения этой любви в мир. Последним из философов, посвятившим своё творчество защите принципов иудаизма перед христианской церкви может считаться ученик Крескаса Иосиф Альбо (1380 – 1444). Фактически история И.Ф. завершается ставшим свидетелем трагического события –--изгнания иудеев из Испании в 1492 г. – И. Абрабанелем (1437 – 1508), утверждавшим уже ту концепцию, что вся Тора Божественна и нет оснований различать одну группу её идей и представлений от другой. В дальнейшем в иудаизме возобладали старые представления раввинов, которые рассматривали философский подходы к изучению Торы и Талмуда как чистую ересь. Но уже в Новое время, начиная со Спинозы (1632 – 1672), появляются философы еврейского происхождения, на творчестве которых очень сильно сказывается иудейское наследие. Литература: С. Колетт. Средневековая еврейская философия. Иерусалим – Москва. 2003.; В.В. Соколов. Средневековая философия. М. 1979.; М. Маймонид. Путеводитель растерянных. Иерусалим – Москва. 2001.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.