|
Религиоведение Категории иудейские обряды
ИУДЕЙСКИЕ ОБРЯДЫ – действия и ритуалы, обязательные для иудея в течение всей жизни от рождения до смерти. Согласно иудейской традиции, предписано соблюдение 613 заповедей, из которых 248 (по числу органов человека) разрешающих и 365 (по числу дней в году) запрещающих. Однако большая часть заповедей регламентирует служение в Иерусалимском Храме, а также различные действия, связанные с Храмом и Землёй Израиля. Молитва в иудаизме – мост между человеком и Богом. Считается, что иудей в идеале каждый свой шаг с момента пробуждения должен сопровождать восхвалениями Божьей милости. Это дополняется формальными богослужениями, которые предпочтительно совершать в синагоге. Во время молитвы надевают специальное облачение и молитвенное покрывало - “талес”. С помощью ремешков прикрепляют особым образом ко лбу и к левой руке “тфиллин” - две маленьких коробочки, содержащих внутри тексты из Библии.. Молитвы читаются на еврейском, но разрешается использовать и другие языки, понятные молящемуся. Тексты молитв канонические и содержатся в соответствующих сборниках. Самая распространенная молитва “Шма Исраэль....(Слушай Израиль, Господь, Бог наш, Господь един (Второзаконие 6:4).” Женщинам молитвы менее обязательны. На косяке входных дверей еврейских домов помещается мезуза – специальная коробочка, в которой находятся тексты из Пятикнижия. Для ритуальных омовений с целью религиозного очищения женщин, а также всех при обращении в иудаизм предназначен специальный бассейн – миква. Считающийся символом иудаизма – щит царя Давида, по-еврейски “маген давид” (шестиугольная звезда), – не упоминается в талмудической литературе. В качестве эмблемы иудаизма и еврейских организаций этот знак закрепился только в XIX в. С древнейших времён в качестве символа иудаизма использовался семисвечник (по-еврейски «менора»). Особое место в иудаизме занимают весьма изощрённые правила относительно кошерной (подходящей) пищи. Согласно ним, можно есть только мясо парнокопытных животных, отрыгивающих жвачку. Самые обычные из них – коровы и овцы. Особенно запретным традиционно является мясо свиньи. Однако даже те животные, мясо которых разрешено есть, должны забиваться только по определённому ритуалу особым специалистом – «шойхетом (резником)». Запрещено есть мясо убитых на охоте животных. Категорически запрещено употребление крови убитых животных. Среди рыб в пищу разрешены только имеющие чешую и плавники. Запрещены все виды моллюсков и ракообразных. Птиц можно есть только домашних – кур, индеек, гусей, уток. Запрещено одновременно в одной посуде готовить молоко и мясо. Поэтому в домах верующих имеются два набора посуды – для мясного и для молочного. Между употреблением мясного блюда и молочного должен соблюдаться определённый перерыв. Продукты не мясные и не молочные (рыба, фрукты, овощи) называются «парвэ». Обряды жизненного цикла начинаются с обрезания младенцев мужского пола. Оно производится на восьмой день жизни и символизирует знак особого союза с Богом. Одновременно происходит наречение имени. Имя девочкам дается в синагоге при чтении Торы, предпочтительно в субботу. При рождении первенца - с древнейших времен сохранился символический обряд выкупа. Согласно Торе, в древности первенец посвящался Богу, однако на 31 день он мог быть выкуплен. Совершеннолетие мальчика, которое согласно еврейской традиции наступает в 13 лет, отмечается особой церемонией – бар-Мицва (сын заповеди). После этого на мальчика возлагается тфиллин, и в субботу, следующую после дня его рождения по еврейскому календарю, в синагоге его призывают к чтению Торы. Для верующих бар-мицва крайне серьёзное событие в жизни. После этого тринадцатилетнего засчитывают как взрослого при сборе в молитвенный кворум (миньян), состоящий из 10 мужчин. Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для девочек (бат-мицва – дочь заповеди), достигших возраста 12 лет. Свадьба совершается под большим балдахином, называемым “хупа”. Раввин произносит благословения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит фразу на еврейском языке: “Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля”. В заключение раввин зачитывает текст брачного контракта “кетубу”. В кетубе муж обязуется обеспечивать жену «пищей, одеждой и всем необходимым и жить ...... как муж в соответствии с общим обычаем». Оговариваются и финансовые обязательства мужа в случае смерти или развода. В завершение ритуала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых. Тем самым напоминается о разрушении Храма, что не следует забывать даже в радости. Имеются подробные наставления и законы семейной чистоты и ритуальных омовений женщин. Развод считается в иудаизме большим несчастьем. Причины его могут быть разнообразны, но «кетуба» защищает права женщин. В случае его неизбежности по определенным правилам мужем или его представителем составляется разводное письмо, называемое “гет”. После его вручения по соответствующему ритуалу жене раввин сообщает ей, что она снова может выйти замуж через 90 дней. По религиозному закону, женщина, вышедшая замуж без получения разводного письма, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака незаконнорожденными. С другой стороны, считается крайне аморальным отказывать жене в разрешении развода со стороны мужа, если она на этом настаивает на законных основаниях. Согласно традиции, похороны умершего осуществляет особое похоронное общество “Хевра кадиша” ( по-арамейски, “Святое товарищество”). Его члены осуществляют ритуальное омовение тела умершего, покрывают его простым белым саваном. Простой не украшенный гроб (в древности его не было) символизирует равенство всех перед лицом смерти. Ритуал погребения завершается чтением молитвы на арамейском языке (“Кадиш”), прославляющей имя Бога. После похорон родные покойного семь дней не выходят из дома, сидят на полу, отказавшись от привычных занятий. В синагоге три дня в день читается молитва “Кадиш”. Чтение молитвы продолжается в течение года. Годовщина смерти по еврейскому календарю отмечается особым ритуалом “Йорцайт”. Накануне вечером зажигается свеча, которая должна гореть 24 часа. Три раза в день читается молитва Кадиш. Четыре раза в год - в Йом Киппур, в последние дни праздников Песах, Суккот, Шавуот совершается служба “Изкор”, когда поминаются имена умерших близких. Обращение в иудаизм (гиюр) - в принципе возможно, но в соответствии с правилами традиционного иудаизма представляет собой сложную процедуру. При этом нужно показать отсутствие каких-то личных интересов, кроме духовных устремлений. В этом смысле желание заключить брачный союз с евреем (еврейской женщиной) является негативным фактором. Необходимо показать знание иудейских религиозных законов и желание их соблюдать. В заключение, обратившиеся в иудаизм совершают ритуальное омовение в микве, а мужчины ещё и обряд обрезания. После обращения прозелиты считаются потомками патриархов наряду с природными евреями, и категорически запрещается напоминать им об их нееврейском происхождении. Хотя сегодня прозелитизм в иудаизме не поощряется, в древности иногда он принимал весьма широкий характер. Поэтому расизм глубоко чужд иудаизму. С другой стороны, в традиционном иудаизме признается, что принадлежность к еврейству, то есть автоматически к иудаизму, возможна только по материнской линии, независимо от происхождения и вероисповедания отца. При этом вероотступник рассматривается как заблудший сын народа Израиля, которому всегда открыт путь для раскаяния и возвращения к прежней святыне. В реформистском иудаизме все формальности и запреты облегчены до крайности, иногда до полной отмены. Литература: В.Л. Вихнович. Иудаизм. СПб 2010, Ш. Ганцфрид. Кицур Шульхан Арух. Перевод с иврита. М. 1999.; Й. Телушкин. Еврейский мир. Москва – Иерусалим. 1992. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |