|
Религиоведение Категории иудеохристиане
ИУДЕОХРИСТИАНЕ – приверженцы учения Иисуса первых веков н. э. из правоверных иудеев, соблюдавших все заповеди религии Моисея. Строго говоря, к ним можно отнести и самого Иисуса, провозглашавшего «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить я пришёл, но исполнить» (Матф. 5:17) и «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 15:24). Однако он обращался также и к не иудеям. По мере распространения нового учения среди нееврейского населения возникла проблема выполнения неофитами Законов Моисея. В посланиях апостола Павла (Савл, евр. Шауль), уроженца Тавра в Киликии, иудея по рождению и римского гражданина, уже отрицается обязательность выполнения законов Торы сначала для прозелитов из язычников а затем и для всех христиан. И. не согласились с этим, опираясь на в частности на авторитет апостола Иакова, «брата Господня», ставшего главой Иерусалимской церкви, и на апостольском соборе (прим. 51 г. н.э.) было принято компромиссное решение о необязательности соблюдения законов Моисея для прозелитов из язычников. Судя по тексту Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсису), составленному в 1 в. н. э., отражающего идеологию И., в ряде христианских общин многих крупных городов Малой Азии преобладали И. В частности Иоанн с гневом говорит о «тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но – сборище сатанинское» ( Откр. 2:9), и называет христиан сынами Израилевыми (Откр. 2:14). В столице империи Риме также первоначально христианские проповедь находила отклик прежде всего у членов иудейской общины. Однако по мере распространения христианства среди язычников центром И. остаётся Палестина и особенно Иерусалим. Но после казни в 62 г. н э. вышепомянутого Иакова большинство Иерусалимских И. переселилась в Заиорданье, ещё до осады города римлянами. Римлянами Наиболее радикальными И. были эбиониты (от евр. эвионим «бедные, нищие»), строго соблюдавшие все требования законов иудаизма (обрезания, пищевых ограничений, соблюдения субботы). Они полагали Иисуса пророком и велили в его мессианство, но отрицали его божественную природу, а апостола Павла объявляли -лжепророком, из новозаветных книг признавали только Евангелие от Матфея, сохранились также отрывки о апокрифическом «Евангелии от евреев». Стремление соблюдать коммунистические принципы общинного общежития сближает эбионитов с ессеями. Менее ригористическая секта И. «назареи» полагала возможным разрешить неофитам из язычников соблюдать только определённые этические нормы. Для эбионитов и назареев характерна проповедь аскетизма, в частности отказ от мясной пищи. Однако все направления И. не поддерживали идеи непорочного зачатия от «святого духа», поскольку в арамейском и еврейском языках «дух (руах)» женского рода. Влияние И. в Палестине сохранялось достаточно долго, по сообщению Евсевия Кесарийского, вплоть до восстания иудеев против римлян под руководством Бар-Кохбы все 15 сменявших друг друга иерусалимских епископов «были исконными евреями и Христово учение приняли искренне.... Вся церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная с апостолов....» (Евсевий. Церковная история. М. 2001. С. 149). Поскольку Бар -Кохба объявил себя Мессией, то естественно И. не поддержали восстание. В иудейской среде отношение к И. было разным, первоначально среди апостолов Иисуса был даже зелот (воинствующий борец за свободу Иудеи) Симон, сторонники римлян саддукеи осудили на смерть Иакова, брата Иисуса, а фарисеи «не нашли ничего худого» в самом апостоле Павле (Деян. 23:9). Полный разрыв иудеев с И. произошел уже в начале 2 в. н. э. Христианские апологеты выступили против И., прежде всего эбионитови в конце 2 в.. когда окончательно сложился догмат о непорочном зачатии. Тем не менее И. долго оказывали своё влияние на христианский мир. Например, вплоть до Никейского собора (325 г.) христиане пользовались иудейским календарём. В последующем учение эбионитов казало влияние и на учение Ария, утверждавшего как и эбиониты, что Иисус не извечен, а сотворён. Идеи И. на востоке сохранялись довольно долго. В средневековом антихристианском мусульманском трактате цитируется сочинение сирийских И., где утверждается, что И. не сын Божий а человек, что первое «истинное» Евангелие было написано на еврейском языке, а затем было искажено переводом на греческий. Литература: Редкол. А. Ф. Окулов. Апокрифы древних христиан. М. 1989; И.С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. М. 1988; И. Левинская. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб. 2000; Иудеохристиане// Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996.
Теги: христианство, иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |