|
Религиоведение Категории консервативная революцияКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (нем. Konservative Revolution) – течение общественно-политической мысли, а также соответствующие движения и процессы в различных областях культуры, ставящие целью разрушение современного мира революционным путем и создание нового порядка на основе традиционных ценностей, воспринимаемых как вечные и имеющие высшее (божественное, трансцендентное) происхождение. Исток этих ценностей различные мыслители К. Р. видели в христианстве, язычестве, народе, расе и т. п. Историософия К. Р. исходит из циклической модели истории и идеи «вечного возвращения», отрицает идею прогресса. К. Р. противостоит как левым идеологиям, так и либерализму. В отличие от классического консерватизма, стремится не к сохранению форм прошлого, а к возрождению вечных принципов в новых формах, включая использование современных технологий. Радикальная критика буржуазного общества сочетается в К. Р. с национализмом и аристократизмом, принцип иерархии – с идеей социальной справедливости. Частично смыкается с политическим традиционализмом. Идейными предшественниками К. Р. считают французских консерваторов-традиционалистов (Ж. Де Местра, Х. Доносо Кортеса), И. Г. Фихте, И. Г. Гердера, Ф. Ницше, немецких романтиков. Одним из первых выражение «К. Р.» употребил Ф. Энгельс (1848) для характеристики польского восстания 1830 г. Его также использовали Ш. Моррас (1900), Т. Манн (1921), Г. фон Гофмансталь (1927). Схожие понятия – «революционный консерватизм» и т. п. – использовали в России Ю. Ф. Самарин и Ф. Дмитриев (1875), Ф. М. Достоевский (1876), В. В. Розанов (1915). В научный оборот понятие введено А. Молером (1950) применительно к группе идейных течений в Германии и Австрии в 1918–1932 гг. Ведущими представителями К. Р. считаются А. Мёллер ван ден Брук, Э. и Ф. Г. Юнгеры, О. Шпенглер, К. Шмитт, Э. Ю. Юнг, Э. Никиш, О. Штрассер, а также фёлькише (эзотерики, занимавшиеся поиском мистических истоков немецкого народа) – Г. фон Лист, Й. Ланц фон Либенфельс, Г. Вирт и т. п. В более широком значении К. Р. включает родственные течения в других странах Европы; к нему относят таких мыслителей, как Ж. Сорель, М. Баррес, Ю. Эвола. Некоторые авторы применяют его к странам Азии – Японии, Индии, Ирану. Во второй половине ХХ в. идеи К.Р. получили развитие во взглядах немецких и французских «новых правых» (А. де Бенуа, Д. Веннер) и русских неоевразийцев (А. Дугин). Некоторые авторы (С. Бройер, А. Умланд) подвергают понятие К. Р. критике, указывая на отсутствие единства взглядов ее представителей или внутреннюю противоречивость термина. Другие (например, А. В. Михайловский) рассматривают К. Р. как целостный феномен. Лит.: Алленов С. Г. Консервативная революция в Германии 20-30-х гг. ХХ века. Проблемы историографии // Политические исследования. 2003. № 4. С. 94-108; Дугин А. Г. Консервативная революция. М., 1994; Михайловский А. В. Консервативная революция: апология господства // Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе / под ред. Л. Е. Бляхера, Б. В. Межуева, А. В. Павлова. СПб., 2008. С. 264–283; Молодяков В. Э. Консервативная революция в Японии. М., 1999; Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии. СПб., 1997. Руткевич А. М. Времена идеологов. Философия истории «консервативной революции» // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 39–57; Умланд А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 116–126; Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1995; Mohler A. Die konservative Revolution in Deutschland 1918–1932. Stuttgart, 1950; Travers M. Critics of Modernity: The Literature of the Conservative Revolution in Germany, 1890–1933. New York, 2001. С. В. Капранов Теги: Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Капранов С. В. |