КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

магия

АСМОДЕЙ – злой дух, имя которого часто упоминается в западной демонологии

МАГИЯ (от др.-греч. μαγεία – магия, колдовство, которое, в свою очередь, происходит от др.-перс. «maguš», особая категория иранских жрецов) – совокупность мировоззренческих представлений и практик, основывающихся на убежденности в возможности воздействия на мир посредством знания и практического применения неких скрытых, таинственных, доступных только «посвященным», «знающим» людям сил и законов.

Магические представления появились в глубокой древности: можно сказать, что вера в М. появилась одновременно с человеком и сопутствовала ему на всем протяжении истории. В магических представлениях мир рассматривается как единое и неделимое целое, все части которого взаимосвязаны и могут повлиять друг на друга. Это широко используется в магических практиках, сторонники которых полагают, что воздействие на часть объекта или его изображение может повлиять на сам объект (например, воздействуя на волосы, ногти или след человека, можно повлиять на самого человека). В то же время М. представляет собой не только совокупность приемов воздействия на эмпирический мир, но и определенное мировоззрение; она также может пониматься как система самосовершенствования и духовного развития. Источниками магических знаний считаются традиции, личный практический опыт и непосредственное постижение действительности в форме мистического опыта, или гнозиса. Американский исследователь А. Верслуис отмечает, что в основе магии лежит особая форма гнозиса (космологический гнозис), который отмечается от метафизического гнозиса, культивируемого в мистических учениях, тем, что не выходит за пределы естественной, природной реальности, т. е. не содержит опыта «сверхъестественного».

Понятие М. в зарубежной литературе традиционно определялось через ее сходство с наукой, преимущественно в контексте истории науки (Дж. Фрезер, Л. Торндайк) как ранняя, примитивная форма или прототип научного знания. Большое значение, которое придается в М. идее личного опыта, наводило этих авторов на мысль о том, что, как писал Л. Торндайк, «маги, возможно, были первыми экспериментаторами», а сама М. послужила основой для появления экспериментальной науки. В то же время в функционализме (Б. Малиновский) М. рассматривалась как самостоятельный социальный институт, дополняющий науку и религию в психологическом смысле и исполняющий собственные уникальные социальные функции. Вплоть до середины ХХ в. М. часто интерпретировалась с позиций сциентизма как ранняя, примитивная форма постижения мира, являвшаяся не более, чем субстратом для появления современных научных представлений. Лишь во второй половине ХХ в. в научных исследованиях намечается повсеместный отход от критического отношении к М. как суеверию или ранней, примитивной предшественнице науки. В работах Ф. Йейтс (1960–1970-е гг.), впервые было показано значение магии в становлении классической научной рациональности, а в исследованиях Дж. Генри, был предложен новый подход к пониманию истории М., согласно которому М. и наука до начала Нового времени существовали как единое целое, и лишь затем произошло разделение, в результате чего часть магических представлений была названа научными, в то время как другие были подвергнуты остракизму как суеверие. В философии науки в работах П. Файерабенда, К. Хюбнера и др. на фоне критики сциентизма развивается идея о равноценности и равноправии научных и вненаучных форм знания, включая М., и необходимости свободной конкуренции между ними в современном обществе.

В отечественном религиоведении в советский период сложилось понимание М. как ранней формы религии, при этом религия определялась здесь через веру в сверхъестественное. Такое понимание отношения М. и религии является широко распространенным и в современном российском религиоведении, например, в работах И. Н. Яблокова. В этом смысле М. рассматривается как элемент всех более поздних религиозных представлений, в том числе таких религий, как христианство и ислам, несмотря на то, что в их вероучении содержатся негативные оценки М. В то же время, в последнее время в российской науке имеет место отход от некоторых представлений о М., выработанных в советский период. В частности, убедительная критика понимании М. как веры в сверхъестественное представлена в работах Е. А. Торчинова. Также подвергнуто переосмыслению распространенное в советской науке понимание М. как суеверия, свойственного преимущественно необразованной части населения. Вслед за зарубежными исследователями, такими как Р. Хаттон, современные отечественные антропологи (напр., О. Христофорова) признают веру в М. свойственной различным социальным группам, вне зависимости от уровня достатка и образования. Вера в М. и сегодня остается широко распространенным явлением, по-прежнему составляет значимую часть западной культуры.

Лит.: Генри Дж. Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадка магии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАНХиГС, 2013. №1 (31). С. 53-91; Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефл-бук, 1998; Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964; Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998; Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: Эксмо, 2006; Христофорова О. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, 2011; Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Vol. 1. New York: Columbia University Press, 1923; Versluis A. Magic and Mysticism: An Introduction to Western Esotericism. Lanham, etc.: Rowman & Littlefield Publishers, 2007.

С. А. Панин


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы: 
Панин С. А.