|
Религиоведение Категории эпифеноменЭпифеномен (греч. ἐπί - при, после, φαινόμενον - являющееся) – в объяснительной теории: обозначение совокупности вторичных явлений, производных от некоторого основного начала (первофеномена), составляющего необходимое условие их существования. Главной особенностью Э. является его несамостоятельность, отсутствие собственного содержания – Э. лишь выражает первофеномен в тех или иных условиях. Объяснением же является формально-логическое сведение Э. к первофеномену, который принимается за его действительное содержание. Доктрины, полагающие данную концепцию в основание своих трактовок, называются редукционистскими и являются одним из наиболее распространенных типов философских учений. Такие учения, как упанишады, объявляющие мир лишь «майей», т.е. иллюзорным явлением, Э. Атмана, или классический буддизм, считающий мир эфемерным отражением всеобщей каузальности, являются в полном смысле редукционистскими. Ранняя античная натурфилософия, сводящая сущность и содержание явлений к некоему первоначалу (ἀρχή), рассматривала мир как его Э. Отражением редукционализма в богословии являются гностицизм, докетизм и модализм, где в качестве Э. понимается та или иная признаваемая церковью реалия: например, модализм отрицает полную реальность второго и третьего лиц Троицы, считая их Э. ипостаси Отца. Новый смысл данная концепция получила в современной философии, в частности, в бихевиоризме, рассматривающем социо-культурные практики как Э. фундаментальной схемы «стимул-реакция», в аналитической традиции, где они сводились к языку и особенностям его употребления, и в тех направлениях философии сознания, которые разрешают проблему субъективности в материалистическом ключе, опираясь на данные нейрофизиологии (т.н. эпифеноменализм). Лит.: Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М., 2009; Heil J. Mental Causation and Epiphenomenalism // A Companion to the Philosophy of Action / Eds. T. O'Connor, C. Sandis. Oxford, 2010. P. 174–181. Теги: Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Савинов Р. В. |