|
Религиоведение Категории ДеноминацияДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio — наделение особым именем) — религиозное объединение, которое занимает обособленное самостоятельное положение среди других в единой религии, при этом не претендуя на исключительность и универсальность. Понятие Д. обычно используется: 1) в христианской среде (преимущественно в протестантизме) ― для обозначения одной из организационных форм внутри общего вероисповедания; 2) в социологии религии ― применительно к типологии религиозных объединений. В религиозном контексте понятие Д. принято с конца XVΙΙ в., когда им стали именовать себя некоторые пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские общины в Великобритании, отказавшиеся признавать над собой верховенство Церкви Англии, но заявившие о лояльности к королевской власти и существующему общественному устройству. В последующем понятие Д. также стало употребляться как более благозвучный эквивалент негативно воспринимаемого понятия религиозной секты (хотя оба понятия выражают нетождественные смыслы). В обществах, где получил развитие плюрализм религиозный, это понятие относится к существующим внутри совместного вероисповедания разным по устройству религиозным объединениям, которые имеют собственные наименования и отличаются от других историей возникновения, местом пребывания, социальными, этническими или языковыми особенностями своих последователей. Согласие в фундаментальных положениях религиозной веры не исключает расхождений во взглядах на организационное строение религиозного объединения. Д. могут представлять собой либо единичные религиозные общины, либо ассоциации общин, участники которых сочетают единые вероучительные представления со специфическими трактовками и новациями, возникшими в результате внутриконфессионального развития. Д. не приемлют ни унификации своей религиозной жизни по стандартам доминирующей церкви, ни институциональной исключительности религиозного сектантства. Организационное многообразие общин, принадлежащих к единой конфессии, но имеющих разные религиозные и социальные приоритеты, получило название деноминационализма. Это состояние характеризуется терпимостью Д. к существованию в ареале их деятельности др. религиозных объединений и к конкуренции с их стороны. Нередко Д. считается ответвление от исходного вероисповедания, которое сохраняет свое родство «по происхождению» с прежним религиозным учением, но существенно трансформирует его, дополняет собственными священными текстами и доктринами и в конечном счете выделяется в самостоятельное направление. Обособленное развитие Д. может привести и к образованию «парацерковных» или трансденоминациональных движений (например, нечто вроде «общины христиан» без точного указания конфессиональной принадлежности). Социологическое значение понятие Д. утвердилось после исследований Нибура и в результате дальнейшей разработки типологии религиозных объединений европейскими и американскими исследователями религии. Существуют два основных подхода в социологическом объяснении Д. Для первого подхода состояние Д. ― это стадия эволюции религиозных объединений от сектантского типа к церковному (Р. Нибур). Второй подход рассматривает Д. как специфическую по устройству и функционированию религиозную группу, не связанную с сектантством и возникающую, скорее всего, из организационного разделения каких-либо церквей (Д. Мартин). Общими характеристиками Д. принято считать: 1) отказ от претензий на всеобщую религиозную значимость своего вероисповедания, терпимость к др. религиям; 2) открытость, отсутствие строгих правил приема, этнических и социальных ограничений для членства в организации; 3) свободу от обязательного участия в религиозных действиях, низкую степень интенсивности этого участия; 4) лояльность к государству, при дистанцированности от его структур и стремлении найти свои способы существования в обществе; 5) принятие общественных ценностей и стандартов поведения; 6) наличие выборного руководящего состава и профессионально подготовленных служителей религиозного культа; 7) возможность одновременно принадлежать к другим Д. или сотрудничать с ними; 8) конкуренция с другими религиозными объединениями за привлечение новых последователей. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |