|
Религиоведение Категории крещение Духом Святым (в протестантизме)КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ ― вероучительное понятие, относящееся к религиозной практике пятидесятнических церквей, под которым подразумевается обретение верующими через обряды и молитвы благодати (харизмы) в виде даров Святого Духа — мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, разноязычия, истолкования языков (1 Кор. 12:8–10). Пятидесятники рассматривают К. Д. с. как «третье благословение», наряду с принятыми у многих др. протестантских течений представлениями о двух «благословениях» — обращении и освящении. Согласно Библии, сошествие Святого Духа на учеников Иисуса Христа произошло, когда отмечался древнееврейский праздник Пятидесятницы. У иудеев он знаменовал завершение жатвы, после семи недель от её начала, в день воспоминаний о получении Торы. Для христиан исходным событием стало Воскресение Христово: именно на пятидесятый день после Пасхи апостолы «исполнились Святым Духом», т. е. получили способность вести разговор с Богом и проповедовать разным народам (Деян. 2:1–6). По примеру апостолов, все прошедшие подобное крещение наделяются девятью дарами Святого Духа в качестве средств постоянного служения Богу. Признаком пребывания в Святом Духе считается глоссолалия (буквально — говорение непонятных слов). Это трансовое автоматическое произнесение человеком не существующих ни на каком языке слов вперемежку с элементами родной для него речи. В ряде случаев пятидесятники свидетельствуют о внезапном обретении способности говорить на иностранном языке. Достигается глоссолалия в ходе ритуальных действий или иных ситуаций, обусловленных специальным режимом физиологической (посты и т. п.) и ментальной (молитвы, проповеди) подготовки. Нарастающее физическое и психо-эмоциональное напряжение переводит верующего в состояние повышенной экзальтации и экстатических переживаний. В этот момент речевая деятельность не контролируется сознанием и начинается поток «иноговорения». Толковать смысл высказанного способны лишь носители пророческого дара (1 Кор. 14:2–28). Они же могут практиковать глоссолалию регулярно. Остальные говорят с Богом на «иноязыке» только раз, в момент личного К. Д. с. С актом К. Д. с. связывается начальное событие истории пятидесятничества ― внезапная глоссолалия Агнессы Озман 1 января 1901 г. на занятиях библейской школы методистского пастора Чарльза Пархема в г. Топека (США, Канзас). Пархем и его ученики стали проповедовать новый тип религиозного поведения в США, а затем и в др. странах. Некоторые пятидесятники началом считают «пробуждение на Азуза-стрит» в 1905 г. ― собрание методистской общины Уильяма Сеймура в Лос-Анджелесе, когда участники внезапно были охвачены нараставшим экстатическим состоянием «инспирации» (массовое К. Д. с.). Большинство протестантских церквей, также признающих демонстрацию даров Святого Духа, относит её к конкретному единичному событию времён Нового Завета, совершённому для подтверждения истины благовествования. Для пятидесятников же — это и поныне происходящее действие. Тем не менее, современное пятидесятничество (за некоторым исключением) не склонно акцентировать внимание на глоссолалиях и не проводит «иноговорение» в общинном богослужении, оставляя такую возможность лишь для индивидуального «разговора с Богом». Теги: протестантизм, богослужение и морфология культа Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |