КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

облачение служителей культа

ОБЛАЧÉНИЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ ― одежда протестантских епископов, пасторов, диаконов, указывающая на их статус (церковную должность) относительно прихожан и служащая условным обозначением определенного типа поведения при исполнении ими богослужебных и других религиозных обязанностей.

Отношение к облачению служителей определяется исходя из протестантского вероучительного представления о всеобщем священстве. Протестантизм не приемлет духовенство как сословную категорию священнослужителей, наделенных исключительным правом совершать богослужебные действия в качестве посредников между верующими и Богом. В отличие от православия и католицизма, протестантские конфессии не предполагают сакральной символичности облачения, используемого при богослужении и в молитвенном собрании, и не наделяют его предметы особым религиозным смыслом. Соответственно, одеяния протестантских служителей не являются свидетельствами какого-то благодатного дарования их носителей. При этом могут иметь место отдельные специфические детали одежды, благодаря которым идентифицируются конфессиональная принадлежность и положение служителей протестантских церквей, их функции, права и обязанности.

Со времен Реформации в протестантизме установилась традиция ношения простых одеяний, лишенных украшений и преимущественно темного цвета. Строгость в одежде мотивировалась библейскими осуждениями роскоши, отсутствием в Новом Завете четко предписанной формы облачения священника и опасением отвлечь пышным нарядом внимание паствы от сосредоточенного состояния в молитвенном обращении к Богу. Общими требованиями стали опрятность и скромность в манере одеваться. В то же время, исторические особенности образования тех или иных протестантских церквей, социальные обстоятельства их существования, богослужебные и пастырские традиции, специфика конфессиональных установок мирского поведения служителей оказали влияние на разнообразие внешнего вида и облачений.

В протестантских церковных сообществах, сохранивших епископальное устройство и элементы западнохристианской литургии, ― в англиканских и лютеранских церквях, ― во время богослужения и торжественных церковных актов применяются специальные облачения, свидетельствующие о некоторой преемственности с исторически сложившимися одеяниями христианских священнослужителей. Это могут быть особые головные уборы, длинные одежды с вырезами и застежками, пояса, ленты, платки. Распространенным предметом епископского облачения является альба (лат. alba ― белая) ― льняная белого цвета рубаха до щиколоток с узкими рукавами, подхваченная на боках шнурком. Используется также стихарь ― длинная одежда из материи светлого цвета с широкими рукавами и разрезами от подмышек до низа, скрепленных пуговицами. Литургические облачения обычно изготовляются из дорогих тканей, имеющих расцветку и украшения согласно принятой конфессиональной традиции. Вне богослужения при исполнении церковных обязанностей может носиться сутана с длинными рукавами и колораткой (от лат. collum ― шея) ― воротничком с белой вставкой, имеющем вид квадратика под подбородком, ошейника (у англикан) или галстука с двумя свисающими концами (у лютеран).

Начавшееся в XX веке возведение женщин в пасторский или епископский сан потребовало разработки специальных форм женской литургической одежды. В этом качестве был избран ниспадающий стихарь, надеваемый через голову, в лютеранстве ― белого цвета, в англиканских церквях ― красного цвета с полосой спереди. В повседневном обиходе священники женского пола носят темных цветов длинную прямую юбку и застегивающийся до шеи жакет или блузку с воротничком.

В протестантских церквях пресвитериального устройства (кальвинистские деноминации, методизм, баптизм и т. д.) особое литургическое облачение, как правило, не предусмотрено. Служители этих церквей мужского пола чаще всего придерживаются ношения сюртука или так называемой «пасторской рубашки» с колораткой ― реверенды (от лат. reverendus ― достопочтенный), а вне молитвенных собраний могут обходиться предметами повседневного гардероба (костюм, галстук и проч.). Пасторы-женщины свободны в выборе одежды для проповеднической деятельности и прочих служений, при этом соблюдая традицию скромного внешнего вида, ограничиваясь минимумом декоративности и в основном обходясь без бросающихся в глаза украшений.

У кальвинистских пасторов в одежде преобладает черный цвет. В общинах меннонитов женщинами принято находится с покрытой головой во время богослужения. В среде квакеров сохраняется традиция ношения во всех случаях только простой повседневной одежды. Методистские священники иногда добавляют к одеянию шарф с христианской символикой. Своеобразным внешним видом выделяются служители Армии Спасения: они имеют униформу темно-синего цвета, погоны с широким просветом (у солдат — синего цвета без эмблем, у офицеров — красного, с эмблемой в виде герба организации), шестиугольные петлицы с первой буквой слова «спасение», нарукавные знаки в виде красного щита с надписью «Армия Спасения», фуражки и шляпы форменного образца.

Существенную роль в избираемой форме пасторского облачения играет специфика этнических и социокультурных стереотипов страны, где действуют протестантские церкви. В регионах с преобладанием ислама или восточных духовных систем протестантские служители, как правило, стараются не выделяться внешне и используют элементы местной одежды.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.