КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

диаспора

ИУДАИЗМ

Диаспора (греческое: "рассеяние"), в еврейском словоупотреблении: галут (úåìâ; "изгнание"), рассеяние евреев среди других народов, начавшееся после Вавилонского изгнания; или совокупность евреев, или еврейских общин, проживавших (и проживающих) "в изгнании" за пределами Палестины или современного Израиля. Хотя под данным термином подразумевается, прежде всего, физическое рассеяние евреев по миру, он также имеет религиозную, философскую, политическую и эсхатологическую коннотации, так как евреи ощущают особую связь между страной Израиля и собой. Интерпретации данной связи варьируются между мессианскими чаяниями традиционного иудаизма, направленными на конечное "воссоединение изгнанников", и воззрением реформистского иудаизма, согласно которому рассеяние евреев было предопределено Богом, дабы распространить идею чистого монотеизма по всему миру.

Первая значительная еврейская диаспора возникла в результате Вавилонского изгнания (597)586 г. до н. э. После завоевания вавилонянами Иудейского царства, часть иудеев была депортирована ими на территорию Вавилонии ("Вавилонское рабство"). Персидский царь Кир Великий, захватив Вавилонию, разрешил евреям в 538 г. до н. э. возвратиться на родину; однако, часть членов еврейской общины добровольно остались на чужбине.

Наиболее крупная, культурно значимая и творчески активная древнееврейская диаспора находилась в Александрии, где в I в. до н. э. евреи составляли 40 процентов населения и занимали два квартала из пяти. На рубеже эр за пределами Иудеи проживало приблизительно 5 млн. евреев, из них четыре пятых на территории Римской империи (ок. 1 млн. в Египте); тем не менее, все они продолжали рассматривать Иудею как центр еврейской религиозной и культурной жизни. В Иудее, по некоторым подстчетам, проживало ок. 3 млн. евреев. После падения Иерусалима в 70 г. н. э. главные центры иудаизма перемещались из страны в страну (например, такими центрами в разное время были Вавилония, Персия, Испания, Франция, Германия, Польша, Россия и США), а еврейские общины воспринимали местные языки, обычаи и культуру, объединяясь в большей или меньшей степени с окружающим населением.

Евреи придерживаются различных точек зрения относительно роли еврейства диаспоры, а также желательности и значимости сохранения национальной идентичности. В то время как абсолютное большинство ортодоксальных евреев поддерживают сионистское движение (возвращение евреев в Израиль), некоторые ортодоксы-радикалы выступают против современного государства Израиль как светского образования, граждане которого презрели Волю Бога, Который в назначенный Им срок пошлет Своего Мессию для восстановления Израиля.

Согласно теории шелилат хаг-галут ("отказ от галута (изгнания)"), поддерживаемой многими израильтянами, в диаспоре в силу происходящих там процессов ассимиляции и аккультурации еврейская жизнь и культура обречены; поэтому только те евреи, кто иммигрировал в Израиль, сохраняют надежду на сохранение своей еврейской идентичности. Следует отметить, что ни с точки зрения данной теории, ни в рамках любой другой концепции, позитивно оценивающей создание современного Еврейского государства, Израиль не рассматривается в плане осуществления библейских пророчеств относительно наступления Мессианского царства.

Хотя реформистские евреи обычно утверждают, что диаспора в Соединённых Штатах и других странах является закономерным выражением Божественной Воли, в 1937 Центральная конференция Американских раввинов официально отменила Питтсбургскую платформу 1885, провозглашавшую, что евреям не следует более уповать на возвращение в Палестину. Эта новая политика способствовала активной поддержке евреями создания собственного национального очага. С другой стороны, Американский совет по иудаизму, основанный в 1943, а ныне практически не функционирующий, провозгласил, что евреи являются евреями лишь в религиозном смысле, и всякая поддержка, оказываемая еврейскому национальному очагу в Палестине, может рассматриваться в странах их проживания как проявление нелояльности.

Поддержка создания Еврейского национального государства стала значительно интенсивнее после массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны. В настоящее время в мире насчитывается ок. 14 миллионов евреев; из них ок. 4, 5 млн. проживает в Израиле, приблизительно столько же в США и ок. 2 млн. в России, на Украине и других республиках бывшего Советского Союза.

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы: 
Тантлевский И. Р.