|
Религиоведение Категории адибуддаАДИБУДДА (санскр.: ādibuddha – изначальный Будда) – понятие ваджраяны, означающее изначально имеющийся в потоке сознания каждого существа потенциал Будды. В тибетской школе кагью А. определяется конкретнее: как сущность (тиб.: чойнид) cознания, обладающая тремя характеристиками: отсутствием самобытия, самосознанием (тиб.: ранриг) и неизменным высшим блаженством. Термин А. впервые встречается ок. VII в. в трактате «Манджушри-намасангити» («Воспевание имён Манджушри»). В системе Калачакры и в тибетском буддизме это слово имеет значение самбхогакаи (второго из «трёх тел» Будды): напр., в комментарии на «Калачакра-тантру» Кэдуба (1385–1438), говорится, что А. называется «изначальным» Буддой, ибо является «корнем», из которого в процессе садханы разворачиваются и в который сворачиваются все семейства [будд]. Другие тибетские учёные считают, что он называется «изначальным» потому, что самбхогакая А. пребывает в Акаништхе (высшей из «чистых земель» буддийского космоса). Связано с этим и значение слова А. как титула главы пантеона. В тибетской школе ньингма (тиб. «старые [переводы]») А. носит имя Cамантабхадра, а в школах сарма (тиб. «новые [переводы]») – Ваджрадхара. Поскольку буддийская тантра основана на теории пустоты, нельзя принимать персонификации А. под именами Самантабхадры и др. за реальное существо наподобие бога-творца. Лит.: paramādibuddhoddhзta-śrīkālacakra-nāma-tantrarāja (Царственная тантра «Шри Калачакра»», извлечённая из [коренной тантры] высшего Адибудды / Кагьюр Дэргеского издания. №360; thub bstan bsam grub. mdo sngags kyi gzhung chen mo'i tshig mdzod ris med mkhas pa'i zhal lung. (Тубтэн Самдуп. Словарь великих источников сутры и мантры, именуемый «Словами учёных из Римэ». Delhi., 2004; Далай-лама. Далай-лама о Дзогчене. Учения Пути великого совершенства. М., 2002. А. А. Терентьев Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Терентьев А. А. |