КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

нирвана

НИРВАНА (санскр

НИРВАНА (санскр. nirvахa, пали nibbana, «угасание»), в индийской религиозной мысли – высшая цель существ: освобождениe от страданий сансары. Сансара и Н. в раннем «реалистическом» буддизме обычно понимались как парные термины; первый означал относительный мир неизбывных страданий, второй – мир подлинной реальности, свободный от страданий. Словесное определение Н. как абсолютной реальности невозможно, поэтому, говоря о Н., буддийские авторы употребляли или поэтические образы, такие как «град бессмертия», или апофатическое описание. В раннем буддизме выделяли два вида Н.: «Н. с остатком», т. е. прижизненная Н., как у Будды с момента Пробуждения и до смерти его тела, и уход в «Н. без остатка», или паринирвану, т. е. когда тело уже оставлено. Применительно к ученикам Будды, достигшим архатства – т. е. избавления от омрачений, вызывающих страдание, – обычно (хотя и не всегда) употребляли слово «освобождение» (санскр.: мокша), а не Н., поскольку Будда имеет некоторые достоинства, отсутствующие у архатов.

В махаяне, во-первых, уже прямо говорится о тождестве Н. и сансары – в том смысле, что Н. – не иное место, а иное состояние сознания, и, во-вторых, Н. как «покой» была объявлена такой же нежелательной, как и сансара, поскольку в махаяне выдвинулась на передний план доктрина бодхисаттвы, и служение другим считалось намного важнее собственного освобождения. Поэтому вместо Н.-«покоя» в махаяне возникает новый тип Н. – «Н. непребывания»: это Н. существа, которое достигло пробуждения, но не отбывает на покой, а трудится на благо всех существ. Такая Н. является высшей ценностью бодхисаттваяны. Отметим, что когда пишут, что бодхисаттва – «существо, отказывающееся от нирваны», то имеют в виду только Н. покоя, а Н. непребывания – напротив, объект всех устремлений бодхисаттв.

Лит.: Stcherbatsky Th. The Conception of Buddhist Nirvахa. Leningrad, 1927; Thomas E. J. Nirvахa and Parinirvахa. Leiden, 1947; Welbon G.R. The Buddhist Nirvахa and Its Western Interpreters. Chicago, 1968.

А. А. Терентьев


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.