|
Религиоведение Категории шуньятаШУНЬЯТА (санскр.: śūnyata, «пустота») – термин, употреблявшийся Буддой для обозначения отсутствия «я», или «самости», у личности и у явлений. Специальную разработку этот термин получил в трактате «Катхаваттху» Моггалипуттатиссы (III в. до н. э.). Практически все основные аспекты махаянской концепции Ш. присутствовали в суттах Палийского канона, сохранённых в тхераваде. С появлением на рубеже н. э. сутр праджняпарамиты и произведения Нагарджуны «Муламадхьямака-карики» Ш. становится центральной категорией философии махаяны. «Все явления пусты, не имеют независимого самобытия», говорится в этих сутрах. Если бы где-то была хоть пылинка «независимости», она оказалась бы чем-то абсолютным, неизменным и невоспринимаемым, потому что ни с чем не смогла бы взаимодействовать – ведь всякое взаимодействие есть взаимозависимость. Именно в этом смысле все явления «пусты» от «самобытия», следовательно, зависимы, поэтому пустота понимается последователями сарвастивады и Нагарджуной как «взаимозависимое возникновение» (санскр.: пратитья-самутпада), ключевая доктрина Будды. Стараясь подчеркнуть этот смысл, российский буддолог Ф. И. Щербатской переводил термин Ш. как «относительность». В Тибете в XI в. была предпринята попытка альтернативного, мистического понимания положительной «пустоты другого» (тиб.: шентонг) как своего рода абсолюта – в отличие от принципиально неонтологизируемой Ш. Нагарджуны и Чандракирти. Последователи этой доктрины стали называть апофатическую интерпретацию Ш. в мадхьямака-прасангике Чандракирти «самопустотой» (тиб.: рангтонг), и критиковать такое понимание за «нигилизм» – отрицание абсолютной реальности (которого в действительности у Чандракирти не было). «Классические» мадхьямики, в свою очередь, указывали, что шентонг ничем не отличается от атмана веданты, отвергнутого Буддой. Крайности философской полемики послужили одной из причин запрета в Тибете при V Далай-ламе школы чжонангпа, пропагандировавшей «пустоту другого». Но в XIX – XX в. доктрина «пустоты другого» получила новую жизнь в тибетском экуменическом движении риме. Некоторые авторы предлагают считать эти две трактовки Ш. взаимно дополнительными, а не взаимоисключающими. Отметим также, что в некоторых текстах ваджраяны слово «шунья» имеет значение, относящееся не к мадхьямаке, а к определённым этапам йогического опыта. Лит.: Терентьев А. А. Шуньята // Философия буддизма. Энциклопедия. М., 2011. С. 811–812; Shi Chun Yi. Some Pali «fragments» with correspondence to «Heart Sutra» // Buddhist and Pali Studies in Honor of The Ven. Prof. Kakkapalliye Anuruddha. Hong Kong, 2009. P. 501–530. А. А. Терентьев
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Терентьев А. А. |