|
Религиоведение Категории ипостасьИПОСТАСЬ (греч. υποστασις, hypostasis — основание, сущность) — один из важнейших терминов христианского богословия, синоним понятия «Лицо» в применении к Лицам Пресвятой Троицы. У Аристотеля и неоплатоников греческое слово означало «существование», «реальность», в противоположность иллюзии. Этот смысл близок смыслу слова И. в Евр. I: 3. С ним связано и понимание его как «основы, базиса» (Евр. 3: 14 и 11: 1; 2 Кор. 9: 4 и 11: 17). Первоначально «hypostasis» практически не различалась с «ουσια» (сущностью). По свидетельству бл. Феодорита, «для мирской философии нет никакой разницы между «усией» и «ипостасью», ибо «усия» обозначает то, что есть, а ипостась — то, что существует. Но, по учению свв. отцов, между ними имеется та же разница, как между общим и частным». На латинский язык они переводились одним словом «substantia», что сильно осложнило взаимопонимание латинского и греческого богословия в период становления тринитарного богословия. В греч. словоупотреблении понятия «И.» и «бытие» практически не отличались, но перевод обоих слов на лат. яз. словом substantia вызывал разногласия западных и восточных богословов, которые в IV в. привели к серьезным спорам. Восточные богословы утверждали, что Бог, при единстве существа, имеет три И., выражающие понятия Лиц. Дополнительным фактором спора было то, что латинский вариант термина Лицо «persona» (греч. prosopon) вызывал горячие протесты восточных отцов, поскольку обозначал скорее внешний вид индивида, обличие, наружность, маску (личину). Св. Василий Великий усматривал в применении этого термина к учению о Св. Троице свойственную западной мысли тенденцию, которая уже однажды выразилась в савеллианстве, делая из Отца, Сына и Св. Духа три модальности единой субстанции. В свою очередь, в термине И. западные богословы усматривали опасность в допущении тритеизма и даже арианства, поскольку, по мнению Ария, И. были три: Божеская — Отец, сотворенная — Сын и сотворенная, но отдельная от Сына,— Святой Дух. Под влиянием каппадокийцев недоразумения были устранены и термин «И.» перешел на Запад, сообщая понятию «личность» его конкретное значение, а термин «лицо», или «prosopon», в свою очередь, был принят и должным образом истолкован на Востоке. В этом проявилась кафоличность Церкви. Один и тот же догмат о Св. Троице исповедовали на Западе, где, исходя из единой сущности (essentia), переходили к трем Лицам, и на Востоке, где отправной точкой были три Ипостаси и в них усматривали единую природу. В 381 г. представитель каппадокийского кружка св. Григорий Богослов писал: «Когда я произношу слово “Бог”, вы озаряетесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам или Ипостасям (если кому угодно так), или Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), я говорю “единым” в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетается раздельно; потому что Божество есть единое в Трех и едино суть Три, в которых Божество, или, точнее, которое суть Божество». В Средние века появились другие толкования И., однако они отвергались как ересь. Православие учит, что различие И. представляет тайну, недоступную человеческой логике, не позволяющую человеку созерцать Пресвятую Троицу.
Теги: христианство, морфология культуры, базовые понятия религиоведения Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |