|
Религиоведение Категории архатАРХАТ (санскр.: совершенный), в классическом буддизме – высшая ступень на пути к освобождению, т. е. прекращению круга рождений и смертей. В палийских сутрах сам Будда Шакьямуни называет себя архатом-буддой. Слово «архат» первоначально относилось к прямым ученикам Будды, достигшим просветления. В этом контексте буддийский духовный путь называется «вхождением в поток», и в нем различают четыре ступени: «вошедший в поток» (т. е. ставший на буддийский духовный путь); «единожды возвращающийся» (тот, кому предстоит родиться еще раз); «не возвращающийся» (прекративший круг рождений); А. (достигший полноты духовного совершенства в понимании классического буддизма и хинаяны). В традиции хинаяны (тхеравады) состояние А. – высшая ступень духовного пути. В трактовке махаяны А., желающий уйти в паринирвану, рассматривается как более низкая духовная ступень, чем бодхисаттва. Этот спор следует рассматривать в рамках идеологической борьбы двух основных направлений буддизма. Легендарно-исторические сведения об А. свидетельствуют, что они были активными распространителями буддийского учения и продолжателями дела создания монашеских общин, начатого Буддой. В литературе сохранились сведения о 16 А., приглашенных для проповеди в Китай. Группа «Шестнадцать А.» широко представлена в иконографии и скульптуре махаяны, как в тибето-монгольской традиции, так и на Дальнем Востоке. Лит. Буддизм: каноны, история, искусство. М., 2006; Arhat // A Dictionary of Indology / Ed. by A. K. Roy, N. N. Gidwani. New Delhi, Bombay, Calcutta, 1983. V. 1. P. 112. О. С. Хижняк Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |