КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

дхарма

Дхарма до 2 тыс

ДХАРМА (санскр. dharma, букв. «то, что поддерживает») – одно из основных понятий в буддизме. О. О. Розенберг насчитывает не менее 7 значений этого слова: 1. Качество, атрибут, сказуемое. 2. Субстанциональный носитель, трансцендентный субстрат единичного элемента сознательной жизни. 3. Элемент сознательной жизни. 4. Нирвана, т. е. Д. по существу, основной объект учения Будды. 5. Абсолютное, истинно реальное. 6. Учение, религия Будды. 7. Вещь, объект, предмет, явление.

Наиболее употребительными являются два значения. (1) Д. как учение Будды, в основе которого лежит изложение Четырех благородных истин, понятий «анатман», «сантана», «пратитьясамутпада» и др. (2) Д. как мельчайшая составляющая психофизического бытия: буддизм рассматривает любое явление, как имеющее и физическую и психическую составляющие. Теория Д. изложена в «Абхидхарме» – третьем разделе священного свода буддийских книг, называемом «Трипитака». В этом разделе канона дается классификация дхарм, на основе которой описываются мир и человек. В различных трактатах психофизический состав человека описывается как состоящий из 75, 84 или 100 Д. Набор Д. у всех людей одинаков, но структура разная, она соответствует карме каждого существа.

Д. делятся на причинно-обусловленные (санскрита) и необусловленные (асанскрита). Д. первого типа мгновенны. Они рождаются и исчезают, образуя поток бытия (сантана). Существуют разные классификации причинно-обусловленных Д.; наиболее употребимым является деление на пять скандх (групп): 1. Рупа – форма, то, что мы обычно рассматриваем как материальное. 2. Ведана – чувство приятного, неприятного, нейтрального, сопровождающее восприятие формы. 3. Санджня – различение деталей воспринимаемого объекта, представление-понятие о нем. 4. Санскара – волевой компонент, направленность сознания (близко понятию кармы). 5. Виджняна – сознание, основанное на деятельности органов чувств.

К необусловленным Д. буддийские философы относят 3 Д., не подверженные бытию: пустое пространство (акаша), как предпосылка любого психического опыта, и две разновидности «успокоения», или «прекращения» (ниродха), т. е. отсутствия процесса рождения и исчезновения. Прекращение волнения Д. означает достижение вечного покоя (паринирвана), являющегося конечной целью бытия.

 

Лит.: Введение в буддизм / Под ред. В. И. Рудого. СПб.: Лань, 1999. С. 39–45; Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. С. 97–100, 120–128.

О. С. Хижняк

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Хижняк О. С.