КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

парамиты

ПАРАМИТА (санскр.: pāramitā, букв: «то, что [помогает] достичь другого берега»), в буддизме махаяны – какое-либо из совершенных качеств, которыми должен обладать бодхисаттва, ради того, чтобы привести всех живых существ к просветлению. В большинстве школ махаяны называются 6 П., в некоторых – 10. Классическим изложением учения о П. является трактат «Бодхичарья-аватара» Шантидевы (VII в. н. э.), где дается трактовка 6 совершенств бодхисаттвы, таких как: даяние, нравственность, терпение, энергия, созерцание (медитация) и мудрость, или запредельное знание. Даяние, или щедрость (санскр.: дана), считается низшей из добродетелей, но она служит фундаментом для всех остальных, т. к. способствует избавлению от главной иллюзии – представления об «эго». Различают даяние жизни (рождение детей), материальных предметов (пищи, одежды, крова) и знания (проповедь учения), последнее считается наивысшим. Вставший на путь бодхисаттвы должен жертвовать собой ради просветления живых существ, но щедрость не должна мешать его духовному пути. Терпение (кшанти) включает в себя перенесение страдания и вреда, причиняемого другими, а также упорство в овладении учением. Нетерпение, или гнев, рассматривается как величайший из грехов, оно разрушает все накопленные заслуги. Энергия (вирья) – усилие, необходимое для овладения другими П. Ее враги – слабость тела или мысли, привязанность к удовольствиям, нерешительность. Сосредоточенное созерцание (дхьяна) предполагает отрешение от мирских забот и желаний. Первые пять П. образуют метод (упая), ведущий к овладению шестой П. – запредельной мудрости (праджня). В иконографии ваджраяны единство метода и мудрости передается в образах парных божеств, где мужское божество символизирует метод, суть которого – сострадание, а женское – мудрость, интуитивное прозрение. К указанным шести П. в некоторых школах добавляют еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование 10 сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна).

Лит.: Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения. Т. 3. СПб., 1997. С. 157-306.

О. С. Хижняк

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Хижняк О. С.