|
Религиоведение Категории татхагатагарбхаТАТХАГАТАГАРБХА (санскр. tathāgatagarbha) – махаянское учение о том, что каждое живое существо наделено природой будды. Название происходит от санскритских слов «татхагата» (букв. «так приходящий») – один из основных эпитетов Будды, и «гарбха» – зародыш, эмбрион и одновременно его вместилище, матка, лоно. Понятие Т. может быть интерпретировано двояко: а) как «зародыш будды» в каждом живом существе; в этом случае следует лишь осознать себя буддой, понять, что ты уже здесь и сейчас являешься буддой; б) как «лоно», или «вместилище будды»; в этом аспекте Т. – синоним абсолютной реальности, понимаемой как единый абсолютный Ум (санскр.: экачитта), порождающий как сансару, так и нирвану, и являющийся их субстратом. Основные доктринальные тексты теории Т. – «Сутра львиного рыка царицы Шрималы» («Шрималадэви-симханада-сутра»), «Сутра зародыша состояния Будды» («Татхагатагарбха-сутра»), отчасти «Сутра цветочной гирлянды» («Гандавьюха-сутра») и махаянский вариант «Махапаринирвана-сутры». К наиболее важным философским трактатам этого направления относятся: сочинение Майтреи-Асанги (3 в.) «Ратнаготравибхага» («Рассуждение о драгоценной природе»), «Трактат о природе Будды» («Буддхаготра-шастра»), приписываемый Васубандху, и сохранившийся только в кит. переводе «Трактат о том, что в дхармовом мире нет различий» («Дхармадхату-авишеша-шастра»), написанный Сарамати. Учение Т. начало складываться в Индии в первые вв. н. э., но в самостоятельную школу оно сформироваться не успело, т. к. через некоторое время после своего возникновения начало поглощаться виджнянавадой, образовав в конце концов с этой школой махаяны единое учение. Наиболее ярко их соединение выражено в «Ланкаватара-сутре» и в «Махаянасутраланкаре» («Украшение из сутр махаяны»). Происходит слияние терминов «алаявиджняна» и Т. Алаявиджняна начинает рассматриваться как охваченная аффектами (санскр.: клеши) Т., а Т. – как очищенная от клеш алаявиджняна. В Тибете теория Т. в большинстве школ выступала как важный, но подчиненный элемент; однако в школе дзогчен она стала базовой. В Китае учение Т. стало тем элементом, который был необходим для окончательного усвоения буддизма в этой стране. Здесь оно переросло в теорию «изначального пробуждения», достигло своей зрелости и расцвета, став теоретической основой ведущих школ китайского, а затем и всего дальневосточного буддизма. В Китае свое наиболее полное выражение эта теория нашла в «Трактате о пробуждении веры в махаяну» (санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра»), написанном на кит. яз. в сер. VI в. (возможно, Парамартхой). Лит.: Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб., 2000. С. 92–119. О. С. Хижняк
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |