КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

апологетика

Апологетика

 

Апологетика

Апологетика (от греч. ἀπολογία – защита, оправдательная речь) – ранний (II‑IV вв.) этап патристики, непосредственно следующий за учениями апостольских отцов.

Первыми известными апологетами были Кодрат из Афин, автор написанной около 125 г. защитительной грамоты в пользу христиан (текст почти полностью утрачен), направленной императору Адриану. Теоретический характер имеет адресованная тому же Адриану апология Марциана Аристида, в которой уже находят свое проявление идеи, которые позднее стаут мировоззренческими принципами (творение из ничего, монотеизм, преимущество веры перед разумом и др.)

Среди представителей восточной – грекоязычной – апологетики следует выделить Иустина Философа (или Мученика), Мелитона Сардийского, автора апологии, написанной Марку Аврелию около 170 г., ученика Иустина Татиана, Афинагора, направившего тому же императору «Прошение о христианах», Феофила Антиохийского, чья апология (ок. 180 г.) интересна тем, что была адресована не римским властям, а частному лицу – язычнику Автолику. Крупными фигурами были александрийцы Климент и Ориген (ок. 185 – 253/254), в культурно-языковом и географическом планах также принадлежавшие греческой традиции.

К западным (латинским) апологетам относятся: Минуций Феликс, римский адвокат, автор апологетического диалога о поиске истины, который заканчивается описанием принятия христианской веры; Квинт Септимий Флорент Тертуллиан; ученик последнего Киприан (ок. 200 – 258), учивший о церкви как о духовном единстве христиан; автор трактата против языческой мифологии Лактанций (ок. 250‑330); Арнобий (начало IV в.), который продолжил заданную Татианом и Тертуллианом линию критики языческого рационализма за его «необоснованную веру» в возможности разума.

Пафос апологетики снижается в IV в., когда после Миланского эдикта христианство приобретает в империи официальный статус, хотя апологетические произведения появляются и в более позднее время[1].

 


[1] Например, у Кирилла Александрийского, выступившего против Юлиана Отступника.


Теги:  христианство
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Шмонин Д. В.