|
Религиоведение Ценности святые католическиеСВЯТЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ
Почитание святых, т. е. лиц, наделенных за свои добрые заслуги перед Богом способностью творить чудеса и выступать в качестве заступников, является одной из важнейших сторон катол. культа и вероучения. Культ святых складывался на протяжении первых веков христ-ва. Обосновывался он текстами Нового Завета, где говорится о том, что апостолы и мученики за веру будут особо отмечены на небесах (Мф. 19, 23, Откр. 9, 14—16), а также, что пример их земной жизни заслуживает подражания (Евр. 13, 7) Но главной богословской основой К. с. является учение ап. Павла о Церкви как мистическом теле Христа, в к-ром все верующие суть отдельные члены, «сограждане святым и свои Богу» (Еф., 2, 19). Первым документальным свидетельством К. с. является «Мученичество Поликарпа» (ок. 159). В этом произведении последователи Поликарпа сообщают об особом почитании дня его кончины Ориген, обосновывая К. с. мучеников, утверждал, что молитвенное обращение к ним действенно только тогда, когда верующий следует их примеру В 4—5 вв складывается представление, что жизнь, посвященная Богу и полная самоотречения, равна по святости мученичеству. К. с. расширяется за счет исповедников (во второй пол. 5 в уже почитались как святые Иоанн Златоуст на Востоке и Августин — на Западе), аскетов (напр, Антоний Великий} и дев (напр., св. Женевьева). Литургич. поминовение святых засвидетельствовано уже Августином, а в 5 в. сложилась практика составления календарных списков для поминания. Несмотря на широкое распространение в христ-ве, К. с. нуждался в дополнит. богословских обоснованиях, дабы опровергнуть обвинение в идолопоклонстве, выдвигавшееся противниками новой религии. Эту задачу решил в своих соч. Григорий 1 Великий. В 5—9 вв. в Зап. Европе стал быстро распространяться культ местных святых. До 12 в. К. с. регулировался только распоряжениями епископов, но уже папа Александр III ок. 1170 настаивал на том, что только папа может объявить кого-либо святым. Григорий IX внес это положение в «Свод канонического права». Франц. епископы признали право пап на канонизацию святых в 1208. Разногласия в Церкви по поводу авторитета пап, соборов и епископов при канонизации длились до 1625, когда у епископов было отнято право на беатификацию, предваряющую канонизацию. Наиб. полно теория канонизации была разработана в трактате Бенедикта XIV «О беатификации слуг божьих и канонизации блаженных» (1734). Со времени Урбана VIII сложилась двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1-я ступень — беатификация, к-рая совершается по представлению епископа, затем следует проверка заслуг кандидата перед Церковью и утверждение его кандидатуры конгрегацией обрядов (в 1969 из нее была выделена спец. Конгрегация по делам канонизации), а затем папой. В итоге кандидат признается блаженным, почитание к-рого допускается в пределах опред. епархии или ордена. 2-я ступень — канонизация. Она совершается по представлению папы. Кандидат в святые должен быть обязательно беатифицирован, сама же процедура канонизации сходна с предшествующей. В результате кандидат признается святым, почитание к-рого допустимо уже всей Церковью. Часть существующих в христ-ве святых является общей и для католиков и для православных (нек-рые катол. святые, напр. Иероним и Августин, признаются Правосл Церквами только блаженными). Катол. святые, канонизированные после разделения Церквей, Православием не признаются. Число катол. святых постоянно увеличивается. Напр., только за перв. Пол. 20 в. было канонизировано 82 и беатифицировано 859 лиц. (Пий XII (1876-1958), папа римский с 1939 по 1958 гг.) известен широкой канонизацией святых и блаженных (33 канонизации). Всего же в этот период насчитывалось ок. 3 тыс. святых. После П Ватиканского собора модернизация ряда сторон церк. жизни сказалась и на К. с. В наст. время его регламентирует календарь, одобренный Павлом VI в 1969. По сравнению с традиционным он сократился примерно на 200 святых. Часть из них признана такими, чье чествование является необязательным, другие же вовсе изъяты из перечня, поскольку нет достоверных свидетельств их существования. Всего, согласно совр. катол. календарю, осталось только 58 обязательных для всей РК Церкви праздников в честь святых. Когда мы имеем дело со святыми, которые в своих литературных трудах или, как св. Бенедикт, в своем уставе сами описывают нам свои идеалы, определить характер их благочестия относительно легко. Но и в жизни святых есть (как в любой истории) широкий круг анонимного, допускающего в отдельных случаях лишь приблизительное понимание, и все же жизненно важного. Поэтому с начала средневековья и до его вершины большое значение имеют бесчисленные жития святых. Они обнаруживают наличие всеобъемлющей атмосферы святости, они являются свидетельством христианской веры. Семь патронов христианских наций. По катол. традиции к ним относятся: св. Дионисий — покровитель Франции, св. Антоний — покровитель Италии, ап. Яков - покровитель Испании, св. Георгий — покровитель Англии, ап. Андрей — покровитель Шотландии, св. Патрик — просветитель и покровитель Ирландии и св. Давид - просветитель и покровитель Уэлса.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |