|
Религиоведение Ценности святыни (в католицизме)СВЯТЫНИ (места паломничества католические)
Паломничества были освящены примером самого Иисуса ,- в Иерусалим на Пасху. Особым выражением набожности в Древней Церкви были паломничества к местам погребения мучеников, особенно в Рим, а также в Египет и в Палестину. Императрица Елена, мать Константина Великого, совершила паломничество в Святую Землю. К 338 г. относится описаниe подобного путешествия; оно принадлежит Этерии [Эгерии] Аквинатской. В католической традиции различаются понятия «святые места» и «священные места». Под святыми местами понимаются те области Палестины, которые связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов. Под священными местами подразумеваются либо захоронения святых, либо места, особо отмеченные в культовой практике (связанные с видениями, чудесами и т. п.) «Вечный город» Рим считался одним из главных мест паломничества, где пилигримы посещали 7 главных церквей. Это папские базилики Рима, посещение которых по установившейся традиции дает паломникам отпущение наказания за грехи. К Семи римским церквам относятся: Собор св. апостола Петра. Первое здание его было построено в 324—349 гг. на предполагаемом месте казни апостола Петра. Современное здание собора было заложено в 1506 г.; в строительстве его принимали участие Д. Браманте, Рафаэль, Микеланджело, создавший проект купола и др. Главный неф и фасад были построены К. Мадерно в 1607—14 гг.; колоннада - Л. Бернини в 1657—63 гг. Сан Джованни ин Латерано (Базилика св. Иоанна Крестителя). Санта Мария Маджиоре (Базилика св. Марии Великой). Главная римская церковь в честь Богоматери. Заложена в середине 4 в.; построена в 432-444 гг.; перестроена в 13 в. Главная святыня собора - часть древа от яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Сан Паоло фуори ле мура (Базилика св. Павла за стенами). Построена в 314 г. на месте могилы ап. Павла; перестроена в 386 г. 5. Сан Лоренцо фуори ле мура (Собор св. Лаврентия за стенами). В основе - храм, построенный на месте захоронения св Лаврентия в 330 г.; перестроен в 6 в.; окончен в 1216 г. Сан Себастьяно. Построен около 370 г.; позднее здесь были погребены останки св. Себастьяна. Перестроен в 1612 г. 7. Санта Кроче ин Джерузалеме (Собор св. Креста в Иерусалиме). Построен в начале 4 в для части св. Креста, привезенного, по преданию, св. Еленой из Иерусалима. Ок. 1144 г. перестроен; современный облик приобрел в 1743—50 гг. Вследствие крестовых походов чрезвычайно развилось молитвенное почитание страдающего Спасителя. Возникли особые формы этого почитания, которые продолжают существовать и по сию пору, например, в молитвах Крестного Пути и в песнопениях о Пяти Ранах Иисусовых. Первое описание поклонения Крестному Пути засвидетельствовано в 1187 г.; распространение же этой практики — дело францисканцев, которым была вверена забота о святых местах в Палестине. Крестовые походы воскресили и ту форму благочестия, которая была характерна для Запада уже в раннем средневековье: почитание реликвий. В Палестине же вся земля была освящена жизнью Господа и Его апостолов. Поэтому оттуда приносили многочисленные реликвии. С IX в. местом паломничества стал главный город бывшего испанского королевства Галисии – Сантъяго-де-Компостелла, в провинции Корунья. В центре города, на холме, высится собор в честь св. апостола Иакова, покровителя Испании. По преданию, его тело было принесено в Компостеллу в 829 г. и погребено в склепе. После Иерусалима и Рима это стало третьим священным местом, куда в эпоху Средневековья отправлялись западные паломники. В 12 в. для охраны паломников, а также для защиты христианских земель от мусульман, был создан рыцарский орден Иакова Компостельского (Иакова меченосца). Этот орден был упразднен, вместе с прочими местными орденами, в 1865 г. Одним из главных паломнических центров в Италии является городок Лоретто (провинция Анкона). Согласно легенде, в 1291 г. из Назарета, захваченного мусульманами, ангелы перенесли дом Девы Марии в Терсатто (Далмация) и оттуда 10 декабря 1295 г. - в Лоретто. Наиболее раннее упоминание этой легенды содержится у П. Дж. Терамо (между 1465 и 1473 гг.) в описании базилики св. Дома, строительство которой завершилось в конце 15 в. Эта святыня стала местом широкого паломничества. По мнению архимандрита Порфирия (Успенского) (1804-1885), посетившего Лоретто, один из византийских царей, по прозванию «Ангел», отправился со своим братом, тоже «Ангелом», в Назарет. Возвратившись изПалестины, они построили копию «дома Богородицы» в Иллирии. Подобный дом был возведен и в Лоретто. «Прошли столетия, домик Ангелов в Иллирии развалился, а лореттский остался цел. Толпы богомольцев стекались к нему со всех концов Европы, и слыша тут, что этот домик принесен из Назарета Ангелами, вообразили, что его принесли оттуда ангелы небесные. Такая вера укрепилась веками очень глубоко». (Порфирий (Успенский), еп. Святыни земли Италийской. М. 1996, С. 131). Хотя папы поддерживали этот культ, официально он не признан, так же как и праздник Перенесения св. Дома в Лоретто , отмечаемый в Италии 10 декабря. Одним из самых известных в мире центров культа Девы Марии и важнейшим во Франции местом паломничества является Лурд, - город в Юго-Зап. Франции, у подножий Пиренеев, насчитывающий более 20 тыс. жителей. В 1858 г. 14-летней девушке Бернадетте Субиру, дочери лурдского мельника, в гроте явилась Божия Матерь. 25 марта Она открылась Бернадетте, сказав: «Я – Непорочное Зачатие». Около пещеры открылся источник, который признали чудодейственным; в Лурде начались исцеления. В 1878 г., под конец жизни, Бернадетта приняла монашество; она скончалась на Пасху 1879 г. В 1933 г. она была причислена к лику святых РКЦ. В Лурде имеются два больших собора, построенных в 1876 и 1958 гг., вмещающих (оба вместе) несколько десятков тысяч верующих. В 1982 г. в Лурде побывало около 4 500 000 паломников. 14 и 15 августа 1983 г. паломничество в Лурд предпринял папа Иоанн Павел П, совершивший там также «Акт посвящения Франции Божьей Матери». Папа заявил, что вода из лурдского источника является «истинным инструментом, с помощью которого Дева Мария необычайно щедро совершает чудесные и сверхъестественные дела». Другим крупным центром паломничества является Ченстохов, - старинный город в Южной Польше, насчитывающий свыше 200 тыс. жителей. В 1382 г. князь Владислав Опольчик основал при храме, находящемся на холме Ясна Гура, монастырь паулинов. Монастырь построен в готическо-барочном стиле (16—18 вв.). В храме монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. История этой иконы начинается между 1372 и 1378 гг., когда опольский князь Владислав нашел во время своего пребывания на Руси в замке в Белзе древний образ Богородицы, а затем подарил его монастырю на Ясной Гуре в Ченстохове. Иконографические исследования указывают на ее византийско-восточное происхождение. Время ее написания предположительно датируется 7 или 8 вв. Уже в течение нескольких столетий этот образ почитается в Польше как чудотворный и стал одним из национальных символов страны. Ченстоховский образ Божией Матери часто называют «Черной Мадонной» из-за темного цвета ее лика. Первоначально же он был светлым. Ясна Гура является местом массового паломничества из Польши и других стран. Там расположена резиденция руководства ордена паулинов, которому подчинены польская и венгерская паулинские провинции и паулинский орденский дом, находящийся в США. В начале ХХ-го в. местом массового паломничества стала Фатима - деревушка недалеко от Лиссабона, вблизи которой в 1917 г. трем крестьянским детям, пасшим скот, 6 раз являлась Богородица и передала им повеление, чтобы Россия была обращена в католичество, и тогда на Западе воцарится мир. Фатима стала одним из мест паломничества католиков. В 1967 г., в связи с 50-летием чуда в Фатиме, туда приезжал папа Павел VI. Папа Иоанн Павел П также неоднократно посещал Фатиму.
Лит-ра.
Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924. Матушка Лючия рассказывает о Фатиме. Фатима, 1991. Ичилио Феличи. Знамение свыше: рассказ о Фатиме. б/м, 1992. Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери – утешение России. М. 1992.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |