|
Религиоведение Ценности ТроицаТроица — 1) В христ. вероучении Бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трех Ипостасей: Отца — запредельного, безначального, невыразимого, безусловно личного и сокровенного Абсолюта; Сына — Логоса, т. е. абсолютного Смысла, Образа Отца, Слова Божия (воплотившегося в Иисусе Христе), начала всякого оформления и выражения; Духа Святого — жизненной Энергийности Отца, определяющей реальность и истинность содержания всякого акта, действия, воплощения. Т. есть Абсолютная Личность, не замкнутая и зависимая от чего-либо, но имеющая в Себе всю полноту совершенных бытия и смысла. Поэтому отношения между Ипостасью (обладающей живым личностно-сокровенным существованием) и усией (природой, сущностью, субстанциальностью) в Т. нельзя истолковывать аналогично отношениям между личностью и природой человека. Человек является неабсолютной, несовершенной, тварной личностью. Его природа создана Богом, и он может существовать как личность только в рамках внешнего его духу промыслительно организованного мира. Бог же, как Абсолютная Триединая Личность, находится в ипостасном единстве со Своей природой. Таким образом, каждая Ипостась Троицы содержит в себе всю природу Божества, а природа Божества немыслима вне Ипостаси. Отмечая антиномичность отношений между природой и Лицами, абсолютно тождественными и абсолютно различными, В. Н. Лосский замечает, что начало единства Бога греческие отцы всегда видели в Личности Отца, Который, будучи началом двух других Лиц, устанавливает их соотношение с единой природой Божества как рождение и исхождение. Стало быть, интуиция личностного понимания Бога не позволяла святым отцам разрывать, противопоставлять «Ипостась» и «усию», но, отрицая идею абстрактного Божества, заставляла использовать понятия личности и природы практически как синонимы и в апофатических целях: для того, чтобы преодолеть наш рассудок, не дать ему объективировать Божественную сущность вне Лиц. Ибо единое Божество одновременно принадлежит трем Ипостасям и присуще каждой из них: Отцу — как Источнику, Сыну — как Рожденному, Духу — как от Отца Исходящему. Все Лица Бога участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: все от Отца (ибо Он дает бытие), через Сына (ибо все реализуется через Его оформляющую смысловую силу), в Духе (ибо все получает от Него жизненную энергию). 2) День Святой Троицы, праздник РПЦ. — См. Пятидесятница.
Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |