|
Религиоведение Ценности самоубийствоСАМОУБИЙСТВО — сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не как средство достижения ч-л. другого, кроме нее самой. «Сознательность» автоматически исключает многообразные проявления чел. патологии, а элемент «самоцели» — случаи типа жертвы собою в бою, оплату жизнью долга чести (действия самурая) и т.п., когда смерть выступает как обязанность, налагаемая культурой и об-вом. По мнению мн. исследователей, С. не обнаруживается у животных, дикарей и первобытных людей, но встречается на относительно высоких ступенях культуры и в социально неоднородных структурах. Со времен античности и средних веков были известны многочисл. факты С., сведения о светских и религ. законах против него, к-рые доказывали, что С. — это не толь личная, но и общественная проблема. С нач. XIX в. во мн. европ. странах С. стали принимать форму эпидемий, со второй четв. века начала вестись статистика, фиксирующая трагическую картину прогрессивного увеличения С. по сравнению с общим ростом населения. Так, в России с 1870 по 1908 общее их кол-во увеличилось в 5 раз, а к 1910 — почти удвоилось. В связи с этим С. стало предметом пристального изучения. Вначале оно привлекло внимание врачей, особ. психиатров (А.Лихачев, Г. Хлопин, И. Гвоздев, П. Лебедев, Г. Гордон, И. Сикорский и мн. др), к-рые пытались связать его с болезненным состоянием психики, дурной наследственностью, употреблением алкоголя и наркотиков. Однако, статистика эмпирически зафиксировала более сложные зависимости С. от индустриализации, урбанизации, роста и распр. цивилизованности, социальной дифференциации, революций и войн (С. Новосельский, Н. Зибер, Жбанков и др.). После революции 1905–06 гг. С. стало «бытовым явлением», а сама Россия, по свидетельству наблюдателей, превратилась в «клуб самоубийц». Большая группа отечеств. обществоведов (В. Бехтерев, В. Базаров, П. Сорокин, Н. Кудрин, А. Острогорский и др.) обратила внимание на С. с нов. позиций. Они поставили вопрос шире, говоря о нем как о массовом социальном явлении, подчиняющемся особ. закономерностям, оценивая его не как дефект отд. лиц, а всего обществ. организма. Стали составляться картограммы «плотности» С. для разных регионов России и сравниваться с Зап. Европой, начали изучаться вариации С. половых, возрастных нац., региональных, проф., сельско-городских и т.п. частей населения страны. Особое пристальное внимание рус. исследователей к данной проблеме было привлечено после выхода в свет этюда Дюркгейма «Самоубийство», о к-ром была опубл. большая критич. и комментатор. лит-ра. Личностная мотивация С., по свидетельству мн. предсмертных записок и дневников, многообразна — несчастная любовь, растрата, провал во время экзаменов, непонимание со стороны окружающих, обиды, горе, физич. и духовные страдания, разочарование в жизни. Но не все, пережившие нечто сходное, прибегали к С. Благоприятной почвой для него как для социального явления — это рост одиночества и отчуждения личности, разрыв социальных связей — религиозных, семейных, политических, дружеских и т.п., потеря социальной солидарности и поддержки, что, в свою очередь, является результатом общей неустроенности об-ва (эмоциональная и материальная нужда, нищета, безработица, бездуховность, дезорганизация, кризисы). Завершает дело осознание (мнимое ли оно — это др. вопрос) безысходности ситуации: «Люди на земле одни — вот беда!» (Ф, Достоевский). Что же касается внешних пространственно-временных параметров С. (времен года, часов ночи и дня, дней недели, месяцев, юга или севера и т.п.), то они оказывают влияние на него только как сопутствующие, второстепенные факторы. Лит.: Гвоздев И. Самоубийство с социальной и медицинской точки зрения. Казань, 1889; Попов И. Самоубийство. Сергиев Посад, 1898; Острогорский А. Самоубийства и их причины //Северный Вестник, 1895, № 5; Новосельский С. Статистика самоубийств. СПб., 1910; Базаров В. Самоубийство, как социальное явление //Запросы жизни. 1912. № 19; Бехтерев В. О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними //Вестн. знаний. 1912. № 2,3; Сорокин П. Самоубийство как общественное явление. Рига, 1913. Теги: экзистенциалы Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Степанов С. |