|
Религиоведение Мифы «Москва — третий Рим»«Москва — третий Рим» — учение о Московском царстве как центре мирового православия. Сложилось в первой половине XVI в., существенно определив не только многие особенности дальнейшей истории Русской церкви, но также специфику развития русского национального самосознания. Основополагающие предпосылки формирования этого учения были связаны с Флорентийской унией между греческой и римской церквями, заключенной в 1439, отказом великого князя московского Василия II присоединиться к союзу с папским Римом (1441), крушением Византии в 1453, а также неуклонным политическим возвышением и усилением Московского государства. Эти исторические обстоятельства наводили русских государственных деятелей, церковных иерархов и книжников на мысль, что православная Русь остается единственной хранительницей истинной веры; за это она возвышается Богом и пользуется покровительством небесных сил. Обобщенное выражение такого рода мыслей и настроений принадлежит старцу псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофею (ок. 1465 — ок. 1542). Именно в посланиях старца, адресованных видным современникам (в частности, государеву дьяку Мисюрю Мунехину и будущему царю Ивану Грозному), окончательно оформилось учение о М. — т. Р., которое сплавило библейское представление о преемственности царств, высказанное в Книге пророка Даниила (Дан. 2, 31-45), идею перемещения на Русь центра христ. благочестия и понятие о московском государе как хранителе исторического наследия прежних мировых монархий. Вся эта величественная теория сложилась в период от начала 20-х до конца 40-х гг. XVI в. Во второй половине XVI — середине XVII в. формула «М. — т. Р.» вошла в состав государственных актов. В XIX в. теория «Москва — третий Рим» нашла отражение во взглядах славянофилов. Значительное место она занимала в мировоззрении Ф. М. Достоевского; в «Дневнике писателя» (май, 1876) он писал: «.Москве, этому центру великоруса,— еще долго, по-моему, жить, да и дай бы бог. Москва еще третьим Римом не была, а между тем должно же исполниться пророчество, потому что “четвертого Рима не будет”, а без Рима мир не обойдется» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 7). Теория нашла свое отражение в воззрениях В. С. Соловьева и других русских мыслителей (см.: Кириллов И. А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914).
Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |