|
Религиоведение Мифы АзазельАЗАЗЕЛЬ (евр. aza'zel), в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала “дня искупления” (Йом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Господа, а другой (“козёл отпущения”) — “для А.” (Лев. 16, 8, в синодальном переводе — “для отпущения”); второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16, 10). Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и ново-заветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским “Житиям” анахоретов начальной поры монашества. В апокрифической “Книге Еноха” (2 в. до н. э.) А. выступает как падший Ангел, совратитель человечества, своего рода негативный культурный герой, научивший мужчин войне и ремеслу оружейника, а женщин — блудным искусствам раскрашивания лица и вытравления плода; этот акт враждебного Богу цивилизаторства связывается с мотивом блуда между Ангелами (“сынами Божьими”) и “дочерьми человеческими” (Быт. 6, 2), а также появления от этого блуда породы “исполинов” (6, 4—5), которых и вдохновил в их мятеже против Бога А. (“Книга Еноха” 8). За это А. скован Архангелом Рафаилом, а после Страшного Суда будет брошен в огонь. Намёки на эту версию рассеяны и в талмудической литературе, где А. иногда отождествляют с сатаной или Самаэлем, а также сближают его имя с именами Узы и Азаэля — падших Ангелов, сходившихся с женщинами. Имя А., как одно из традиционных имён беса, употреблялось в художественной литературе (напр., у М. Булгакова в романе “Мастер и Маргарита” — в итальянизированной форме “Азазелло”). Теги: Ветхий Завет Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |