|
Религиоведение Мифы Велиал (Велиар)ВЕЛИАЛ, Велиар (евр. belijja'al, греч. Βελιαρ), в иудейских и христианских представлениях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени В. не ясна; в Ветхом Завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передаётся описательно) употребляется в одном ряду с такими словами, как “суета”, “ничто” и “не-бог” (срв. Втор. 32, 21), для обозначения “чуждых богов”, ощущаемых одновременно как нечто нереальное и опасное, вредоносное именно своей призрачностью. В. может причинять человеку беду и недуг (Пс. 40/41, 9), и это сближает его со злыми духами языческих мифологий; гораздо важнее, однако, что он выступает как обольститель человека, совращающий его к преступлению (“делу В.”, Пс. 100/101, 3, в синодальном переводе — “вещи непотребной”), вербующий его в ряды “сынов В.” (Втор. 13, 13; 1 Царств 2, 12 и 10, 27; Суд. 19, 22 и др.), делающий из него маленького В. Поэтому в иудейской апокалиптике именно В. оказывается вождём совращённых им воинств “сынов тьмы” (кумранский текст “Война сынов света против сынов тьмы”, “Заветы 12 патриархов” и др.). То же понимание — в новозаветном увещании хранить твёрдость духовного “воина”, стоящего против всего мира: “Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?” (2 Кор. 6, 14—15). Как центральный антагонист дела Иисуса Христа, В. — возможный эквивалент сатаны, но если последнего отличает враждебность человеку, то первого — внутренняя пустота, несущественность. Теги: христианство, Ветхий Завет, иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |