|
Религиоведение Универсалии теология (в католицизме)ТЕОЛОГИЯ (учение о Боге, богословие) — система обоснования религиозного, в частности, христианского, учения о Боге, Его качествах, признаках и свойствах; комплекс доказательств истинности доматики, религ. морали, правил и норм жизни верующих и духовенства. В христ-ве патристическую Т. 2-— 4 вв. обобщил с привлечением неоплатонизма блаж. Августин, из идей к-рого формировалась Т. католицизма. В 6-11 вв. одной из гл проблем в катол. Т. являлась проблема «филиокве», а в 11—13 вв. на первый план выдвинулся вопрос о «двух мечах», т е. о церк. и светской власти. Развитие схоластич. философии определило тенденции мистич. обоснования Т. (Бернар Клервоский, Бонавентура), ее рационализации (Абеляр, Р. Бэкон), создания теории «двойственной истины» (Сигер Брабантский), отрицания Т. как псевдознания (Аверроэс). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский разработал с привлечением аристотелизма «естественную теологию», названную дополнением к «сверхразумной» теологии». Томизм (с 1879 — неотомизм) офиц. поддерживается папством. В рамках совр. Т. получили также развитие религ. экзистенциализм, фундаментализм и др. направления После II Ватиканского собора теологич. осмысление движений за соц. права обусловило появление радикальных течений в Т. (напр., теология освобождения). Принцип, согласно к-рому вне Церкви невозможна Т., издавна оспаривался. Критику Т. и антитеологич. мысль развивали Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, франц энциклопедисты, Л. Фейербах.
Лит-ра.
Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. СПб., 2001. Т. 1.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |